В студии «Финам FM» — гендиректор агентства интернет-маркетинга WebProfiters Андрей Юнисов и менеджер по коммуникациям компании Opera Software Владимир Исаев. Вместе с ведущим, Максимом Спиридоновым, они обсуждают исследование Фонда «Общественное мнение» относительно темпов роста аудитории Рунета, выход России на первое место в Европе по численности «интернет-населения», массированную хакерскую атаку на Facebook, меры администратора зоны .ru, принимаемые ради соблюдения «нравственной чистоты» в именах доменов, жесткий шаг Groupon в удержание партнеров от сотрудничества со своими конкурентами и значительные кадровые перестановки в компании SUP Media (комментарий дает медиадиректор холдинга Антон Носик).
1. Фонд «Общественное мнение» проанализировал потенциал для роста аудитории Рунета. По итогам опроса были выделены две группы жителей страны, которые до сих пор не пользуются интернетом. Большинство составляют те, кто в принципе не хочет иметь доступа к Сети. Таковых насчитывается 40% от населения России, или 46 миллионов человек, причем их доля убывает крайне невысокими темпами. Существенно меньше людей, желающих подключиться в интернету, но не имеющих пока такой возможности. Их около 11,5 миллионов человек — соответственно 10%, и численность данной категории постоянно сокращается.
— Что в Рунете способно заинтересовать «отказников»?
— Андрей Юнисов: «Вряд ли эти люди <«отказники»> пойдут в онлайн-кинотеатр или будут что-то покупать в Сети», «Экстенсивный рост аудитории заканчивается, трафик будет дорожать, и интернет-проектам нужно будет оптимизироваться, что для агентств очень хорошо»
— Владимир Исаев: «Аудитория будет стареть. Те люди, которые составляют основную часть тех 11,5 миллионов, постепенно перейдут в категорию „старше 55”».
— Вовлечение населения в пользование онлайн-госуслугами: опыт Франции.
2. В сентябре Россия вышла на первое место среди европейских стран по численности интернет-аудитории, гласит отчет компании comScore. Прежний лидер рейтинга, Германия, занимает в нем теперь второе место. За ней следует Франция. В первый месяц осени в Рунете насчитывалось 50,8 миллиона интернет-пользователей. В данный период на одного россиянина, имеющего доступ к Глобальной Сети, приходилось 2439 просмотренных веб-страниц, что ниже общемирового и среднеевропейского показателей. Примечательно, что соцсеть «ВКонтакте» оказалась ресурсом, на котором в среднем по Европе люди проводят больше всего времени: совокупно больше семи часов в месяц.
— Что значит эта новость для бизнеса в российском интернете?
— Где находятся точки роста аудитории Рунета?
— Владимир Исаев: «Что касается мобильного интернета, приведу статистику по нашему браузеру Opera Mini. Пять из десяти самых посещаемых сайтов в Рунете — это социальные сети».
— Андрей Юнисов: «„ВКонтакте” не самый интеллектуальный ресурс. Хотелось бы, чтобы аудитория заседала на других сайтах, хотя все мы понимаем, что это не очень реально».
3. 15 ноября на социальную сеть Facebook была совершена скоординированная кибератака. С помощью вредоносного кода злоумышленники устроили рассылку провокационных сообщений от лица пользователей соцсети среди их друзей. В спам-посланиях содержались изображения и видео с порно и сценами насилия. Как сообщил агентству Reuters представитель сервиса Эндрю Нойес, ни мотивы акции, ни имена ее заказчиков и исполнителей пока не известны.
— Атака на Facebook: мотивы, методы, последствия.
— Андрей Юнисов: «Думаю, это сделали из „спортивного интереса”. Конкуренты Facebook вряд ли будут пользоваться такими методами завоевания аудитории».
— Владимир Исаев: «В том, что есть такая дыра, можно обвинить как браузер, так и Facebook. Какая-то вина браузеров, наверное, есть, но она ничуть не больше вины самого Facebook».
— Куда могла бы перетечь аудитория Facebook в случае серьезных проблем у него?
4. К весне 2012 года Координационный центр национального домена сети Интернет собирается ввести в зоне .ru черный список доменных имен, регистрация которых будет запрещена. Как передает онлайн-издание «Маркер», на сегодняшний день в этой части адресного пространства Сети нельзя использовать лишь одно нецензурное слово «из пяти букв». Будет ли действие стоп-листа распространяться на уже зарегистрированные доменные имена, не уточняется.
— Насколько действенным показал себя такой стоп-лист в зоне .рф?
— Нужно ли вообще блюсти «нравственную чистоту» в именах доменного пространства?
— Владимир Исаев: «Здесь был бы эффективнее контроль по запросу. Если бы у КЦ была система сбора обращений интернет-граждан и он мог бы должным образом на них реагировать, это было бы полезнее».
— Андрей Юнисов: «Сам факт регистрации подобного домена еще не означает, что в Сети появился какой-то плохой контент или его имя окажется настолько распространено, что дети его будут видеть. Лучше озаботиться фильтрацией контента в известных соцсетях».
5. Российский Groupon обещал применять к региональным партнерам штрафные санкции за параллельное сотрудничество со своими конкурентами, сообщает издание РБК Daily со ссылкой на свой источник. В случае несоблюдения требования со стороны партнера администрация сервиса предполагает удерживать его комиссионное вознаграждение за акцию, в ходе которой было совершено подобное нарушение. Впрочем, представители сервиса сделали уточнение: контрагентам компании предписывается отказаться от одновременного проведения совместных акций с Groupon и каким-либо другим купонным сайтом.
— Общее «самочувствие» купонных сервисов в Рунете на сегодняшний день.
— Андрей Юнисов: «Волна гнева против купонных сайтов — явление не массовое, она затронула профессионалов. Аудитория подобных сервисов очень велика».
— Владимир Исаев: «Они правильно делают. Многие партнеры купонных сервисов оказываются неспособными обеспечить результаты акции, которую они объявляют даже через Groupon, и проверить их не всегда возможно».
— Groupon после IPO вынужден заботиться о рынке в целом?
6. Анонсированы заметные перестановки в составе менеджмента холдинга SUP Media. Руководитель проекта LiveJournal Russia Светлана Иванникова покидает компанию, чтобы заняться собственным бизнесом. Ее сменит Илья Дронов, который ранее занимал в организации должность директора по развитию сервисов. Он будет отвечать за техническое и стратегическое развитие LiveJournal, а также курировать вопросы его маркетинга и монетизации. Наконец, известный стартап-менеджер и блогер Антон Носик займет пост медиадиректора SUP Media. В зоне его ответственности будут все медийные проекты холдинга.
— Какой курс примет SUP Media после кадровых перестановок?
— Владимир Исаев: «Наиболее читаемые исторически личности до сих пор в ЖЖ».
— Андрей Юнисов: «Даже при непадающей аудитории новые люди — это всегда хорошо. ЖЖ следует реализовать некоторые изменения в платформе».
— Антон Носик, медиадиректор SUP Media: «До конца 2011 года компания SUP объявит о трех новых проектах в дополнение к тем семи, которые у нее есть» .